Польша в Интернете
Государство География Города Туризм Экономика Культура Язык Ссылки
Города Польши
Варшава
Величка
Вроцлав
Гданьск
Гдыня
Гнезно
Закопане
Карпач
Катовице
Кельце
Краков
Крыница
Лодзь
Ополе
Освенцим
Познань
Тарнов
Торунь
Цехочинек
Ченстохова
Шецин

Гдыня

Польский городок Гдыня до начала двадцатых годов нынешнего века был небольшой рыбацкой деревушкой. Потом тут началось строительство большого порта, чтобы открыть Польше выход к Балтике. К началу второй мировой войны Гдыня превратилась в один из самых крупных портов Балтийского моря.

Если Гданьск стоит на реке Мотлаве, то Гдыня расположилась у Гданьского залива. Здесь есть торговый, пассажирский, рыболовецкий и военный порты, кроме того, город стал центром судоремонтной и судостроительной промышленности Польши. В отличие от многих других городов вдоль северного побережья, где долгое время жили немецкие колонисты, Гдыня - исключительно польский город.

Здесь много научных и культурных учреждений, имеются высшие морские школы. Ценных памятников старины здесь нет, зато немало музеев: например, Океанографический с морским аквариумом и Музей города - наиболее посещаемые туристами места. Есть Морской музей с отделением на военном корабле Блыскавица, который участвовал в морских сражениях во время второй мировой войны.

Неподалеку находится знаменитое местечко "Весперплатте", откуда с высадки немецко-фашистских войск 1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война.

Oбретение Польшей вновь независимости в 1918 года после почти 150-летней неволи - чужеземного господства, евсе ще не принесло ей доступа к морю. Обручение Польши с морем - символический акт, начинающий процесс исполнения национальных сновидений о доступе к Балтике, о флоте, о морском могуществе, могло состояться только 10 февраля 1920 года в Пуцке. На основании Версальского трактата Польша получила кусок побережья. Без порта.

Спустя всего 3 месяца с момента торжества в Пуцке вице-адмирал Казимеж Порембский - тогдашний директор Морского департамента Министерства военных дел командировал на Поморье инженера Тадеуша Венда, чтобы он подыскал наиболее удобное место под строительство военного порта. Уже в июне 1920 года Тадеуш Венда предоставил отчет о результатах проведенного осмотра, в котором он пишет : "... наиболее удобным местом для строительства военного порта (а при необходимости, и торгового) является Гдыня, а собственно говоря, низина, расположенная между Гдыней и Оксывой на расстоянии 16 км от Нового порта в Гданьске.Эта местность обладает следующими достоинствами :

1. Полуостров Хель защищает ее даже от такого ветра, от которого не свободен Гданьск.
2. Глубокая вода находится поблизости от берега, а именно - линия 6 метров глубины расположена в 400 м от берега моря, a
3. Линия 10 метров глубины - на расстоянии 1300 - 1500 м от берега.
4. Берег низкий, поднимаются до высоты 1- 3 м над уровнем моря.
5. 1.Имеется обилие пресной воды в виде ручейка «Хилония».
6. 1.Поблизости находится железнодорожная станция Гдыня (2 км).
7. Имеется хороший грунт на рейде ..."

Однако, до того как был принят Сеймом закон о строительстве порта, а точнее говоря «о самостоятельной организации морской базы» (которую один из довоенных преподавателей Морской школы Алексей Маевски назвал «Великой картой Гдыни»), на сельский «Божий залив» у подножия Каменной горы и клифа в Орлове прибывали отдыхать дачники. Среди них был один из самых выдающихся писателей того времени Стефан Жеромски. В 1921 году он внимательно наблюдал за продолжающимися уже некоторое время работами по строительству временного военного порта и причала для рыбаков. Эти работы его вдохновляли, он увидел в них начало новой эпохи, великий шанс для этого места, что нашло отражение в книге под титулом «Ветер с моря», в которой предстален не существующий еще в то время, но неожиданно верный, как оказалось в недалеком будущем, образ порта и города Гдыня. «Ветер с моря» - это литературная визия, верно отражающая атмосферу тех времен, в которой рождалась Гдыня. В 1922 году, 23 сентября Сейм утвердил закон «о строительстве порта при Гдыне на Поморье как порта общественного пользования».

Национальная инвестиция, какой оказалось в конечном итоге строительство порта в Гдыне, окупилась еще до начала второй мировой войны, исполняя одновременно роль катализатора общественной энергии и патриотизма. Благодаря Гдыне поляки поверили, что они в состоянии реализовать наиболее смелые мечты и вызовы XX-го века. Человеком, который инженерской идеи Тадеуша Венда и литературной визии Стефана Жеромского придал политический масштаб и ранг национальной инвестиции был Эугениуш Квятковский, по професси инженер химик, по увлечению - политик.

С момента вступления Эугениуша Квятковского в должность Министра промышленности и торговли в 1926 году (а также в то время, когда он исполнял функции заместителя премерь-министра II-й Речипосполитой, до начала второй мировой войны) вопрос о строительстве Гдынского порта, продвигающемся до тех пор недостаточно быстро, набрал темп. Квятковский был великим популяризатором морской политики государства на базе современного порта в Гдыне и благодаря именно его ходатайствованию Сеймом были предоставлены необходимые средства на развитие порта и города, который для поляков довоенного времени был настоящей Обетованной землей - Америкой. В период, когда Квятковский занимал пост Министра промышленности и торговли, стоимость инвестиционных работ в Гдынском порту составила 88 млн. злотых.

Эугениуш Квятковский был политиком, одаренным публицистическим талантом, который использовался им, в частности для популяризации Гдынских дел. Своим увлечением, страстностью он заражал других. Своей бескорыстностью, патриотизмом он волновал и поражал. Его считают одним из отцов Гдыни, ее основателем и строителем наравне с Тадеушем Венда и вице-адмиралом Порембским. Жители Гдыни удостоили его в 1931 году почетного гражданста своего города.

Братья Роберт и Франтишек Вильке - фирма, основанная в 1931 году - квинтэссенция гдынского предпринимательства и динамизма. Братья Вильке начали Братья Вильке начали (jeśli już odstąpić od założonego podmiotu domyślnego, to w sposób „elegancki") с рыбачьего бота, на котором в период всего летнего сезона, вместо того, чтобы ловить рыбу, совершали морские прогулки с туристами. То, что было для них дополнительным занятием, с течением времени преобразовалось в специальность фирмы под названием «Роберт Вильке - Пассажирские моторные лодки». Спустя некоторое время братья продали бот, заняли деньги и заказали в Гдынской верфи строительство деревянной моторной лодки, которую они назвали «Дельфин». Позже были еще и другие - «Рекин», «Байка» и «Гриф» , а также сказочные лодки - «Ясь» и «Малгося».

За весь сезон, продолжающийся от половины июня до половины сентября, братья Вильке перевозили более 200 тысяч туристов, жаждущих морских впечатлений. Экскурсии по акватории порта, прогулки по морю с заходом в Орлово, Сопот, Гданьск, Ястарню и Хель были главным развлечением для прибывающих в Гдыню дачников. Фирма работала до начала второй мировой войны.

Гдыня Динамическое развитие Гдыни за 15 лет, начиная с 1926 года, было драматически приостановлено после начала второй мировой войны. В результате бомбардировок город сильно не пострадал, особенно по сравнению с Варшавой или с Гданьском, но порт и верфь были уничтожены почти полностью. Однако, самые горькие потери Гдыни - это человеческие потери. Большинство польских жителей были немцами выселены из Гдыни или насильственно вывезены в концлагеря. Многие погибли на фронтах.

В освобожденный в 1945 году город скоро начали возвращаться остатки коренных жителей Гдыни. Прибывали в Гдыню также бывшие жители Варшавы, Львова, Вильнюса, которые в водовороте военных событий все потеряли.

Так же как и много лет тому назад, Гдыня стала, опять же, Обетованной землей, а послевоенное время - пионерским временем.

Долей послевоенного поколения в истории Гдыни была драма кровавых событий Декабря 1970 года, когда работники Гдынской верфи, так же как и работники верфи в Гданьске взбунтовались от имени всего польского народа против - только по названию - народной власти. Гдыня помнит о них. В городе имеются два, посвященных жертвам Декабря 70-го года монумента ...

Были также радостные дни бунта и надежды в августе 1980 года, когда рождалась «Солидарность». Думая о будущем нашего города, мы никогда не забываем о тех, кто заплатил самую высокую цену за то, чтобы мы могли жить в свободной стране.

Гдыня В настоящее время Гдыня насчитывает более 250 тысяч жителей, является современным центром морского хозяйства, международной торговли, просвещения и высшего образования, культуры и туризма. Очень часто Гдыню называют в качестве примера города успеха, города предприимчивых, активных и отважных людей.

Эти мечты сопровождают нас и сегодня, когда мы думаем о будущем Гдыни. После падения «железного занавеса» весь мир стал доступным для нас, но мы заинтересованы тем, чтобы полностью и как можно по-быстрее стать его интегральной частью. Благодаря своему геополитическому положению Гдыня может и стремится к тому, чтобы стать центром международных встреч и торгового обмена. Именно это является смелым продолжением былых мечтаний Эугениуша Квятковского.

Гдыня - это необыкновенный город, построенный из мечтаний - о море, о свободном доступе ко всему миру, о благосостоянии.



Польша в Интернете
Польские замки
Polskie zamki
Польские усадьбы
Dwory Polskie
Национальные парки в Польше
Skanseny w Polsce
Встреча с памятниками
Spotkania z zabytkami
Отзывы о путешествиях по Польше
Super podroze
Памятники Польши
Zabytki Polski

Замки в Польше
Zamki Polski

  ePoland.ru